МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ:
Директор Автошкола "Зеленая волна"
__________В.А. Сысоев
«___» ________ 2016 г.
ПРАВИЛА
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
г. КЕМЕРОВО
2016
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Целью образовательного процесса является подготовка квалифицированных водителей транспортных средств различных категорий, а также создание условий для удовлетворения потребности населения в получении профессионального обучения профессии - ВОДИТЕЛЬ. Данные виды профессионального обучения и дополнительных образовательных программ не сопровождаются повышением образовательного уровня обучающего.
1.2. Организация образовательного процесса регламентируется учебными планами, программами, расписанием занятий.
1.3. Учебные планы, дополнительные образовательные программы и программы подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств разрабатываются на основании соответствующих примерных программ подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств различных категорий и иных нормативных актов работниками Автошкола «Зеленая волна».
1.4. Подготовка (переподготовка) водителей транспортных средств различных категорий осуществляется из числа лиц, состояние здоровья которых соответствует медицинским требованиям и возраст к началу обучения, которых соответствует требованиям Федерального Закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения".
1.5. Реализация программ начинается с момента получения лицензии на на право ведения образовательной деятельности.
1.6. Автошкола самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
1.7. Автошкола несет, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, ответственность за:
- невыполнение функций отнесенных к его компетентности;
- реализацию не в полном объеме учебных программ, в соответствии с учебным планом и планом-графиком подготовки водителей транспортных средств;
- низкое качество подготовки обучающихся;
- жизнь и здоровье обучающихся и работников автошколы во время образовательного процесса;
- нарушение прав и свобод, обучающихся и работников автошколы;
- иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
1.8. Автошкола отвечает за поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии и организацию предрейсового медицинского контроля мастеров производственного обучения вождению и водителей за исключением привлеченных по договору (контракту). Проверка технического состояния автомобилей и проведение предрейсового медицинского контроля отражается в путевом листе, который ежедневно выписывается на все учебные автомобили за исключением привлеченных по договору.
1.9. Зачисление обучающихся осуществляется приказом по автошколе на основании заявления поступающего и договора об оказании образовательных услуг.
2. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
2.1. Прием граждан на обучение по программе подготовки водителей на право управления транспортными средствами различных категорий производится по предъявлению следующих документов:
- заявления поступающего (законного представителя);
- медицинской справки о профессиональной пригодности к управлению соответствующими транспортными средствами;
- 2-х фотографий 3,5x4,5 на матовой бумаге;
- водительская карточка (при наличии В/У);
- паспорта или документа его заменяющего.
2.2. Отчисление и выпуск обучающихся оформляется приказами по автошколе.
2.3. Обучающийся может быть отчислен из автошколы в следующих случаях:
- по собственному желанию;
- при не выполнении обучающимся условий договора об оказании образовательных услуг.
2.4. Учебные группы по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств создаются численностью до 25 человек.
2.6. Основными формами обучения являются теоретические, в том числе электронное обучение, лабораторно-практические, практические и контрольные занятия.
2.7. Продолжительность учебного часа теоретических и лабораторно-практических занятий - 45 минут, практических занятий по вождению автомобиля - 45 минут, включая время на постановку задач, подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. Допускается проведение лабораторно-практических и практических занятий по вождению автомобиля в течение 90 минут без перерыва. Продолжительность учебного времени не должна превышать в рабочие дни - 6 часов, в предвыходные и выходные дни – 8 часов.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ОБУЧЕНИЯ
3.1 Теоретические и лабораторно-практические занятия по устройству и техническому обслуживанию автомобиля проводятся преподавателем в специально оборудованных кабинетах (классах) в составе учебной группы с целью изучения нового материала.
3.2. Теоретические и лабораторно-практические занятия проводятся преподавателем в специально оборудованном кабинете подготовки водителей транспортных средств, имеющем определенную материально-техническую базу и соответствующем образовательным нормам и стандартам.
3.3. Теоретические и лабораторно-практические занятия проходят согласно групповому или индивидуальному графику.
3.4. В учебном процессе преподаватель использует схемы, макеты, плакаты и другие наглядные, а также мультимедийные материалы в соответствии со спецификой того или иного занятия.
3.5. Посещаемость и успеваемость группы, темы занятий и даты их проведения, а также иная информация по каждому из учащихся содержится в журнале учета занятий.
3.6. Основной литературой при освоении учащимися теоретических знаний являются:
- правила дорожного движения Российской Федерации;
- экзаменационные билеты с комментариями для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами соответствующих категорий.
При необходимости преподавателем могут привлекаться дополнительные литературные источники.
3.7. По программе обучения для каждого обучающегося предусмотрено до 10 часов бесплатных консультаций.
3.8. Теоретический курс обучения предполагает наличие промежуточной и итоговой аттестации в АНО Автошкола «Зеленая волна».
4. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ОБУЧЕНИЯ
4.1.Лабораторно-практические занятия по устройству и техническому обслуживанию автомобилей и оказанию первой помощи, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у обучающихся умений и навыков в работе на изучаемой технике после изучения соответствующего теоретического материала по одной или нескольким темам с применением специального учебного оборудования.
4.2. Лабораторно-практические занятия могут проводиться фронтальным, индивидуальным или комбинированным методами.
4.3. При фронтальном методе все обучающиеся учебной группы одновременно выполняют одни и те же задания на одинаковой материальной части.
4.4. При индивидуальном методе каждая бригада выполняет задание, отличное от того, которое выполняется в то же время другими бригадами, или же одинаковое с ними задание, но на других образцах материальной части.
4.5. Комбинированный метод представляет собой различные сочетания фронтального и индивидуального методов.
4.6. Выбор методов проведения лабораторно-практических занятий определяется целями занятия и возможностями учебного оборудования.
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ОБУЧЕНИЯ
5.1. Практические занятия по вождению автомобиля проводятся мастером производственного обучения вождению индивидуально с каждым обучаемым на автотренажерах (при наличии), автодромах (закрытых площадках для учебной езды) и учебных маршрутах, согласованных с органами ГИБДД.
5.2. Проведение занятий по Правилам дорожного движения и Основам безопасности движения необходимо планировать до начала отработки соответствующих упражнений по
вождению автомобилей.
5.3. Для проведения каждого занятия преподаватель (мастер производственного обучения вождению) обязан иметь план проведения занятия, в котором предусматриваются название темы, цели, учебные вопросы, расчет учебного времени, порядок использования учебно-наглядных пособий и технических средств обучения, действия преподавателя (мастера производственного обучения вождению) и обучаемых, задание на самостоятельную подготовку.
5.4. Мастер производственного обучения вождению при проведении занятий должен иметь: водительское удостоверение, свидетельство на право обучения вождению, свидетельство о регистрации транспортного средства, путевой лист, график вождения, схему учебных маршрутов согласованную с органами ГИБДД, индивидуальную книжку учета обучения вождению автотранспортных средств (водительскую карточку).
5.5. Занятия по практическому вождению проводятся индивидуально с каждым обучаемым на автотренажерах (при наличии) и автотранспортных средствах на автодромах (закрытых от движения площадках для учебной езды), на дорогах с малой интенсивностью движения и учебных маршрутах в условиях реального дорожного движения, согласованных с органами ГИБДД.
5.6. Администрация автошколы осуществляет предварительное закрепление учащегося за
конкретным мастером производственного обучения и учебным транспортным средством по усмотрению обучаемого и (или) по своему усмотрению. В соответствии с таким закреплением обучающемуся составляется индивидуальный график практических занятий по вождению. Запись на вождение производится учащимся на сайте автошколы самостоятельно и (или) при явке и (или) или по телефону. Если обучающийся против предварительного закрепления, он вправе заменить мастера производственного обучения или учебное транспортное средство на основании письменного заявления с указанием причин такой замены.
5.7. Обучающийся обязан посещать практические занятия по вождению согласно составленному графику.
5.8. В случае опоздания обучающегося на занятие потерянное время не возмещается.
5.9. В случае неявки обучающегося на занятие или несвоевременной отмены / переноса
практического занятия по вождению (менее чем за сутки) очередное занятие осуществляется за дополнительную плату, а талон за пропущенное занятие считается использованным.
5.10. В случае опоздания мастера производственного обучения на занятие потерянное время будет возмещено на одном из последующих занятий за счет Автошколы.
5.11. Автошкола оставляет за собой право переноса практического занятия по вождению с предварительным предупреждением обучающегося в случаях возникновения внеплановых обстоятельств, делающих проведение занятия невозможным: поломка транспортного средства, ДТП, неблагоприятные погодные условия, предписания ГИБДД, и т.д.
5.12. Первые несколько занятий, согласно примерной программе обучения практическому вождению проходят на закрытой для движения учебной площадке (автодроме), где происходит освоение обучающимся первоначальных практических навыков управления транспортным средством. Возможны отклонения от примерной программы в индивидуальном порядке на усмотрение мастера производственного обучения вождению в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого.
5.13. Дорога до автодрома и обратно в ситуации управления транспортным средством мастером производственного обучения на первых занятиях входит в учебное время.
5.14. Задачи обучающегося при обучении на закрытой площадке (автодроме):
- познакомиться с органами управления транспортным средством;
- освоить движение транспортного средства с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке;
- освоить маневрирование в ограниченных проездах;
- освоить четыре обязательных упражнения:
«Параллельная парковка задним ходом», «Трогание с места на подъеме» (горка), «Змейка», «Заезд задним ходом «в гараж».
5.15. По результату обучения на закрытой площадке (автодроме) мастером производственного обучения вождению проводится контрольное занятие. Положительная оценка, полученная на итоговом контрольном занятии по автодрому, является допуском к сдаче первой части практического экзамена в ГИБДД (при условии успешно сданной теоретической части). Выход на первую часть практического экзамена осуществляется по
предварительному согласованию с мастером производственного обучения.
5.16. Обучение движению в реальных дорожных условиях начинается с вождения по маршрутам с малой интенсивностью движения, а в дальнейшем совершенствуется на дорогах с большой интенсивностью движения.
5.17. В процессе обучения в реальных дорожных условиях обучающийся обязан четко слушать и выполнять команды мастера производственного обучения соблюдать требования правил дорожного движения, дисциплины и правила техники безопасности, избегать необоснованных резких движений. В случае поломки или дорожно-транспортного происшествия обучающийся ответственности за его последствия и состояние транспортного средства не несет, если не будет доказано наличие умысла у обучающегося.
5.18. По окончании каждого практического занятия обучающийся должен поставить подпись в соответствующей графе «Индивидуальной книжки учета обучения вождению автотранспортных средств (карточка по вождению)» за пройденное занятие, а мастер производственного обучения вождению обязан поставить оценку и расписаться за проведенное занятие.
5.19. Расчет обучающегося с мастером производственного обучения за пройденное занятие осуществляется строго утвержденными талонами на вождение, получаемыми в автошколе по мере произведения оплат за обучение. Оплата за практическую часть обучения производится на расчетный счет автошколы. Расчеты денежными средствами с мастером производственного обучения вождению исключены и являются грубым нарушением дисциплины и условий договора.
5.20. По итогам пройденной программы практического вождения проводится второе контрольное занятие, которое (при условии положительной оценки) будет являться допуском ко внутреннему экзамену по вождению (вождение транспортного средства в городских условиях реального дорожного движения).
5.21. В том случае, если положенного по программе минимального количества часов обучающемуся оказалось недостаточно, мастер производственного обучения вождению и Автошкола рекомендуют определенное количество занятий для конкретного обучающегося, которые позволят повысить уровень его подготовки и успешно сдать экзамены в ГИБДД.
6. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ВНУТРЕННИЙ ЭКЗАМЕН)
6.1. В соответствии с «Положением о проведении промежуточной и итоговой аттестации».
7. РУКОВОДСТВО ПОДГОТОВКОЙ И ПЕРЕПОДГОТОВКОЙ ВОДИТЕЛЕЙ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
7.1. Единое методическое руководство и координацию деятельности в области подготовки и переподготовки водителей транспортных средств осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
7.2. Контроль за организацией и проведением подготовки и переподготовки водителей транспортных средств в Автошколе «Зеленая волна» осуществляет Директор Автошкола «Зеленая волна».
7.3. Директор несет полную ответственность за выполнение Автошкола «Зеленая волна» условий лицензирования, настоящих правил, учебных планов и программ, качество подготовки водителей, организацию учебно-воспитательного процесса.
8. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
8.1. Автошкола «Зеленая волна» в целях реализации учебных планов, программ и обеспечения высокого качества подготовки и переподготовки водителей транспортных средств располагает учебными кабинетами (классами), оснащенными современным учебно-лабораторным оборудованием, техническими средствами обучения, учебными и наглядными пособиями; автодромом (закрытой площадкой); учебными транспортными средствами.
8.2. Состав, количество и содержание учебных классов определяется, исходя из требований соответствующих учебных планов и программ, а также количества обучающегося контингента.
8.3. При достаточном аудиторном фонде могут создаваться специализированные классы устройства и технического обслуживания, как по категориям транспортных средств, так и по отдельным разделам программ. При отсутствии достаточного аудиторного фонда кабинет устройства и технического обслуживания, кабинет эксплуатации транспортных средств, кабинет правил дорожного движения, кабинет безопасности движения и медицинской подготовки могут быть объединены.
8.4. Кабинет для проведения теоретических занятий оборудован рабочим местом преподавателя, классной доской, проектором с экраном, столами и стульями из расчета одновременной посадки до 30 человек.
8.5. Все кабинеты оборудованы в соответствии с перечнями минимально-необходимого оборудования программ подготовки и переподготовки водителей транспортных средств.
8.6. Учебные транспортные средства имеют: опознавательные знаки "Учебное транспортное средство", дополнительные зеркала заднего вида, педали сцепления и тормоза для обучающего.
|