3. Рабочие программы
Теоретический блок
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
№
|
Темы
|
Количество часов
|
|
п/п
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Психические процессы и состояния
|
2
|
|
|
|
|
|
2.
|
Личность. Сознание
|
2
|
|
|
|
|
|
3.
|
Психология труда
|
4
|
|
|
|
|
|
4.
|
Психология обучения
|
4
|
|
|
|
|
|
5.
|
Психофизиологические особенности профессиональной деятельности
|
2
|
|
водителя автотранспортных средств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВСЕГО
|
14
|
|
|
|
|
|
«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
1.Тема 1. Психические процессы и состояния – 2 часа.
Психология как наука о психике. Сущность психических процессов. Познавательные процессы: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление. Органы чувств. Внимание и его свойства. Понятие о эмоциональных состояниях.
Тема 2. Личность. Сознание – 2 часа.
Понятие о личности. Сущность сознания как важнейшая характеристика личности. Проявление сознания. Речь. Понятие о волевой регуляции деятельности. Потребности и мотивы. Влечения. Понятие о характере и его структуре. Понятие о темпераменте, его типы. Межличностные отношения.
Тема 3. Психология труда – 4 часа.Понятие о трудовом действии. Знания, умения и навыки.
Роль мышления в трудовом процессе. Развитие психических процессов в трудовой деятельности.
Тема 4. Психология обучения – 4 часа.
Основные условия формирования знаний, умений и навыков. Процесс упражнения. Взаимосвязь знаний, умений и навыков. Понятие об ориентировочной основе действий. Процесс усвоения. Понятие об учении. Формирование навыков самоконтроля действий при освоении трудовых приемов.
Психологические основы педагогического мастерства мастера производственного обучения.
Тема 5. Психофизиологические особенности профессиональной деятельности водителя автотранспортных средств – 2 часа.
Время реакции. Восприятие движения. Распределение внимания. Наглядно-действенное мышление в труде водителя. Утомление и работоспособность. Психический стресс. Медицинские противопоказания для занятий водительской деятельностью.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»
№
|
Темы
|
Количество часов
|
п/п
|
|
|
1.
|
Основные понятия педагогики. Дидактика и принципы обучения
|
4
|
2.
|
Формы и методы обучения
|
6
|
3.
|
Особенности профессионального обучения
|
2
|
4.
|
Воспитание в процессе обучения
|
2
|
|
ВСЕГО:
|
14
|
«ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»
Тема 1. Основные понятия педагогики. Дидактика и принципы обучения – 4 часа.
Педагогика как наука об обучении и воспитании. Понятие о профессиональной (производственной) педагогике.
Дидактика – раздел педагогики, изучающей процессы и системы обучения.
Основные принципы дидактики. Содержание обучения. Особенности профессионального обучения. Обучение взрослых.
Педагогические знания, умения и навыки.
Тема 2. Формы и методы обучения – 6 часов.
Организация обучения. Урок как основная форма обучения. Психолого-педагогические требования к современному уроку. Основные элементы урока и дидактические требования к ним.
Виды и организация проведения уроков. Познавательная деятельность учащихся. Понятие о методах обучения. Словесные, наглядные и практические методы обучения.
Усвоение знаний.. Словесные и наглядные методы, виды самостоятельных работ.
Методы активного обучения (разбор конкретных ситуаций, дидактические игры и др.). Методические приемы в деятельности преподавателя.
Развивающиеся методы обучения. Принципы развивающего обучения. Контроль и оценка усвоения знаний. Рейтинг, тестовый контроль. Понятия о средствах обучения.. Наглядные пособия.
Тема 3. Особенности профессионального обучения - 2 часа.
Содержание и цели производственного обучения. Обучение практическому вождению.
Тема 4. Воспитание в процессе обучения – 2 часа.
Цели и задачи воспитания при подготовке водителя. Воспитание дисциплинированности и ответственности.
Воспитание средствами обучения.
Роль личности мастера и педагогических навыков в воспитании.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»
№
|
Темы
|
Количество часов
|
п/п
|
|
|
1.
|
Подготовка мастера к занятию
|
8
|
2.
|
Проведение занятий производственного обучения
|
32
|
|
ВСЕГО:
|
40
|
«ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»
Тема 1. Подготовка мастера к занятию – 8 часов.
Права и обязанности мастера производственного обучения вождению автотранспортных средств – 2 часа.
Требования нормативной документации к организации учебно-материальной базы для обучения вождению 4 часа.
Учебная документация мастера производственного обучения. Перечень учебных зданий. Составление плана-конспекта урока 6 часов.
|
части, ширины и состояния обочин;
|
|
|
|
|
- влияние на штатность ДТС видимости;
|
|
|
|
|
- влияние на штатность ДТС радиуса поворота;
|
|
|
|
|
- влияние на штатность ДТС коэффициента
|
|
|
|
|
сцепления шин с дорогой;
|
|
|
|
|
- влияние на штатность ДТС транспортного
|
|
|
|
|
потока;
|
|
|
|
|
- основы ситуационного анализа;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
Эффективность управления ТС
|
12
|
6
|
-
|
|
ИТОГО:
|
42
|
24
|
6
|
«ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ»
Тема 1. Система «водитель-автомобиль-дорога».
Эффективность, безопасность и экологичность транспортного процесса. Понятие осистеме управления водитель-автомобиль-дорога (ВАД). Цели и задачи функционирования системы ВАД. Роль автомобильного транспорта в транспортной системе. Эффективность, безопасность и экологичность дорожного движения. другие виды отказов. Факторы, влияющие на безопасность: водитель, автомобиль, дорога. Определяющая роль квалификации водителя в обеспечении безопасности дорожного движения. Стаж водителя как показатель его квалификации. Необходимость разработки количественных показателей уровня квалификации водителя ТС для реализации резервов, связанных с ростом его профессионального мастерства. Статистика эффективности, безопасности и экологичности дорожного движения в России в сравнении с другими странами. Роль водителя в охране окружающей среды.
Государственная система обеспечения безопасности и экологичности дорожного движения. Система «водитель-автомобиль». Понятие о системе «водитель-автомобиль» (СВА).
Водитель как задающий и регулирующий элемент СВА. Транспортное средство (ТС) как объект управления. Прямые и обратные связи в СВА. Устойчивость и надежность управления ТС. Цели и задачи управления ТС: перемещение пассажиров и грузов с минимальными затратами, с заданными уровнями безопасности и экологичности. Показатели качества решения задач управления ТС: средняя скорость, расход топлива, уровни ускорений, надежность управления ТС, величины вредных выбросов, уровень внешнего шума.
Автомобильные дороги и дорожные условия. Классификация автомобильных дорог.Расчетная скорость. Геометрические параметры дорог, обеспечивающие безопасное движение с расчетной скоростью. Обустройство дорог. Влияние геометрических параметров дороги на эффективность и безопасность движения.
Влияние дорожных условий на эффективность и безопасность движения. Скользкость дорожного покрытия, ее изменение в зависимости от погодных условий и времени суток. Зависимость сопротивления качению от состояния дорожного покрытия, аэродинамического сопротивления – от скорости и направления ветра. Интенсивность дорожного движения и ее влияние на качество управления ТС.
Основные положения ГОСТа РФ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Положение о порядке пользования автомобильными дорогами и Правила по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений (относящиеся к водителю ТС). Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Пользование зимними дорогами (зимниками). Дорожные условия на ремонтируемых участках дорог (сужение дороги, изменение скользкости, обработка гравием); применяемые ограждения и предупредительные световые сигналы.
Тема 2. Профессиональная надежность водителя.
Понятие о деятельности водителя. Потребность как побудитель деятельности. Группы потребностей. Мотивы и стимулы деятельности. Цель деятельности при управлении ТС. Психический образ плана действий по достижению цели управления ТС. Действия и трудовые
операции при управлении ТС. Задачи, решаемые для достижения цели управления. Управление ТС – поиск и реализация путей достижения поставленной цели наилучшим способом.
Каналы восприятия информации водителем. Обработка информации, воспринимаемой водителем. Сравнение текущей ситуации с планом действий. Оценка опасности ситуации по величинам резервов управления. Прогноз развития ситуации. Штатные и нештатные ситуации. Психическая напряженность как средство саморегуляции, обеспечивающее повышение надежности водителя. Влияние социально-психических качеств водителя на ошибки в оценке опасности ситуации.
Регулирование движения ТС – непрерывный процесс отслеживания параметров плана действий путем выполнения операций с органами управления.
Психофизиологические и психические качества водителя. Зрительное восприятие. Полезрения. Восприятие расстояния и скорости ТС. Избирательность восприятия информации. Направление взора. Ослепление. Адаптация и восстановление световой чувствительности. Восприятие звуковых сигналов. Маскировка звуковых сигналов шумом.
Восприятие линейных ускорений, угловых скоростей и ускорений. Суставные ощущения. Восприятие сопротивлений и перемещений органов управления.
Возможность выполнения управляющих операций по амплитуде и условию перемещения органов управления. Время переработки информации. Зависимость амплитуды движения рук (ног) водителя от величины входного сигнала.
требования водителя к ТС как объекту управления. Функциональный комфорт. Влияние оптимальности свойств ТС как управляемого объекта на эффективность и безопасность деятельности водителя.
Гигиена труда водителя. Медицинские требования к здоровью водителя.Противопоказания к водительскому труду. Понятие о работоспособности. Утомление и усталость. Переутомление. Факторы, влияющие на скорость развития процессов утомления.
Рациональная рабочая поза водителя. Зоны досягаемости рук и ног водителя. Гигиенические условия в салоне ТС: состав и запыленность воздуха, микроклимат,
вибрационное и шумовое воздействия. Комфортные условия. Влияние дискомфорта на развитие утомления. Влияние утомления на изменение свойств водителя как управляющего элемента СВА. Монотония и стресс, их влияние на надежность водителя.
Влияние здоровья, режима труда и отдыха на надежность водителя. Роль физкультуры в профилактике утомления, профзаболеваний и аварийности. Виды физической культуры, рекомендуемые водителю.
Влияние лекарственных препаратов, наркотиков на надежность водителя. Вредноевлиянии е некоторых лекарственных препаратов и курение на работоспособность водителя. Последствия употреблении я алкоголя и наркотиков: замедление реакции, ослабление внимания, ухудшение зрительного восприятия и координация управляющих движений, снижение работоспособности, необратимые изменения в организме. Социальные последствия алкоголизма и наркомании.
Этика водителя. Этика водителя как важный компонент этики поведения человека вобществе. Взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения. Межличностные отношения и эмоциональные состояния. Соблюдение правил дорожного движения. Проведение при нарушении Правил другими участниками дорожного движения. Взаимоотношения с другими участниками дорожного движения, представителями органов ГИБДД и милиции. Поведение водителей при возникновении дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаях на дороге.
Тема 3. Транспортное средство:
Механика движения ТС.Силы и реакции, вызывающие движение ТС: тяговая, тормозная,поперечная. Силы сопротивления движению: сопротивление качению, сопротивление воздуха, инерционное сопротивление. Сила сцепления колес с дорогой. Резерв силы сцепления - условие безопасного движения. Сложение, продольных и, поперечных реакций. Явление увода шины. Изменение продольной и поперечной силы сцепления в зависимости от степени буксования (блокировки) колес. Изменение поперечной устойчивости колеса против скольжения при движении накатом, разгоне, торможении. Устойчивость транспортного: средства против опрокидывания,
сноса и заноса (курсовая устойчивость). Управляемость (чувствительность к перемещению органов управления), возмущаемость (чувствительность к действию внешних сил) ТС.
Принципы регулирования тяговой и тормозной силы при максимальном использовании силы сцепления. Реализация максимальной силы сцепления в работе противобуксовочной (ПБС) и антиблокировочной (АБС) системах. Условия достижения максимальной величины поперечной реакции - снятие тяговой (выключение сцепления) и тормозной (прекращение торможения) сил колес.
Свойства ТС. Функциональные, свойства - показатель предельных возможностейэффективного и безопасного выполнения транспортной работы. Основные показатели функциональных свойств: габаритные размеры, параметры массы, грузоподъемность (вместимость), скоростные и тормозные свойства, устойчивость против опрокидывания, сноса и заноса; топливная экономичность, приспособленность к различным условиям эксплуатации, надежность, эксплуатационная и ремонтная технологичность. Резервы устойчивости ТС, Влияние функциональных свойств на эффективность и безопасность дорожного движения.
Эргономические свойства - показатель возможности реализации функциональных свойств в процессе управления ТС.
Обитаемость ТС удобство входа и выхода, размещения на рабочем месте водителя, на местах пассажиров; обзорность среды движения, "мертвые зоны" зрительного поля, средства нормализации параметров обзорности при неблагоприятных погодных условиях; обзорность приборов; размещение органов управления, величины и усилия их перемещения; гигиенические условия в салоне (состав и запыленность воздуха, микроклимат, вибрации, шум) показатели комфорта в салоне, уровни воздействия гигиенических факторов, средства нормализации гигиенических условий с целью достижения (или приближения) комфортных условий.
Удобство управления ТС: расположение органов управления в зоне досягаемости; соответствие требованиям водителя: величин и усилий перемещения органов управления, управляемости ТС; величины реактивного действия (нарастание усилия при перемещении) органа управления; передача части функций управления от водителя автоматам. Оптимальность свойств ТС как управляемого объекта. Допустимые пределы изменения показателей удобства управления.
Системы регулирования движения ТС: системы регулирования тяговой, тормозной (тормозная система) и поперечной (рулевое управление) силами. Характеристики систем управления: чувствительность транспортного средства к перемещению органа управления, запаздывание реакции ТС на перемещение органа управления, реактивное действие Информативность ТС: внутренняя, внешняя
Внутренняя информативность. Пилотажные (спидометр, тахометр, эконометр) и контрольные приборы, индикаторы. Бортовой компьютер - средство получения обратной связно качестве управления ТС.
Внешняя информативность. Средства информирования других участников движения: указатели поворота, стоп-сигналы, габаритные огни, фары головного освещения, звуковой сигнал. Влияние цвета на точность оценки расстояния до ТС и, его скорости участниками движения. Возможность восприятия различных сигналов другими участниками движения. Влияние на информативность ТС погодных условий.
Влияние свойств ТС па надежность управления. Неоднозначность влияния функциональныхи эргономических свойств ТС на выбор водителем плана действий и надежность его реализации. Необходимость согласования свойств автомобиля с квалификацией водителя.
Тема 4. Регулирование движения ТС.
Операции с органами управления .Оптимальная поза водителя. Использованиерегулировок положения сиденья и органов управления для принятия водителем оптимальной рабочей позы. Типичные ошибки при выборе рабочей позы.
Регулирование тяговой силы с помощью педали акселератора. Влияние характеристик системы регулирования на точность изменения тяговой силы.
Техника регулирования тяговой силы "когда необходимо реализовать максимальную силу сцепления при буксовании ведущих колес.
Регулирование тормозной силы с помощью педали тормоза. Влияние характеристик системы регулирования на точность изменения тормозной силы. Техника регулирования тормозной силы
при штатных торможениях; в нештатных ситуациях, когда необходимо максимальное использование силы сцепления шин с дорогой.
Регулирование поперечной силы с помощью рулевого колеса. Влияние характеристик системы регулирования на точность изменения поперечной силы. Необходимость сохранения обратной связи о положении управляемых колес для точного регулирования движения по траектории и надежной стабилизации курсовой неустойчивости при заносе. Техника руления, обеспечивающая сохранение обратной связи о положении управляемых колес.
Использование пилотажных приборов.
Необходимость регулярного считывания показаний тахометра, спидометра и эконометра для реализации оптимальных алгоритмов управления: экономичного и скоростного. Рекомендуемая последовательность переноса взора при считывании приборной, информации.
Использование маршрутного компьютер. Показания маршрутного компьютера - информация обратной связи об эффективности применения оптимальных алгоритмов управления ТС.
Выполнение действий по регулированию движения ТС в штатных режимах.
Регулирование скорости движения ТС: разгон, стабилизация. скорости движения, преодоление участков повышенного сопротивления движению, движение па спусках, замедление (накатом, торможением двигателем, с использованием тормозной системы). Экономичный алгоритм регулирования скорости движения ТС. Зависимость удельного расхода топлива двигателя от нагрузки. Связь удельного расхода топлива двигателя с удельным путевым расходом топлива ТС.: Универсальная характеристика расхода топлива ТС. Зависимость скорости ТС от частоты вращения коленчатого вала двигателя на различных передачах.
Экономичные алгоритмы регулирования скорости, при разгоне, установившемся движении, замедлении. Движение накатом - эффективный способ снижения расхода топлива. Экологичность экономичного алгоритма регулирования скорости. Необходимость экспериментального оп-ределения экономичного регулирования скорости для каждой модели ТС.
Разгон. Работа педалью акселератора. Выбор момента переключения передач. Использование пилотажных приборов: спидометра, тахометра, эконометра - для выбора положения педали акселератора и определения момента переключения передач. .
Установившееся движение. Выбор скорости завершения разгона. Определение оптимального положения педали акселератора. Движение накатом на пологих спусках. Использование при установившемся движении пилотажных приборов для контроля скорости и выбора оптимальной передачи и положения педали акселератора. Использование эконометра для оценки возможности движения накатом на пологих спусках.
Преодоление участков повышенного сопротивления. Алгоритм действий водителя при повышении сопротивления движению. Использование пилотажных приборов для выбора момента переключения передач при
снижении скорости движения ТС и передачи для движения с установившейся скоростью. Движение на спуске. Алгоритмы регулирования скорости: движение накатом, торможение
двигателем, использование тормозной системы (в т.ч. в комбинации с торможением двигателем). Выбор передачи и техника ее включения после движения накатом.
Замедление. Алгоритмы замедления; движение накатом, торможение двигателем, замедление с помощью тормозной системы. Выбор, передачи при торможении двигателем. Техника включения низших передач при торможении двигателем. Использование пилотажных приборов для контроля скорости и выбора передачи при торможении двигателем. Типичные алго-ритмы замедления. Торможение с разъединенной трансмиссией и в комбинации с торможением -двигателем. Работа педалью тормоза, обеспечивающая минимальные отклонения замедления от среднего значения.
Управление траекторией. Работа рулевым колесом при прямолинейном движении и движении по криволинейным участкам больших радиусов.
Выбор скорости и траектории движения на криволинейных участках. Постоянная тренировка и рулении с сохранением обратной связи о положении управляемых колес - основа надежного управления при возникновении внештатных ситуаций.
Управление ТС в нештатных ситуациях Влияние тяговой и тормозной сил на траекторию(снос) и курсовую устойчивость (занос), управляемость ТС. Изменение устойчивости переднеприводного, заднепрнводного и полнопрпводного ТС при изменении тяговой и тормозной сил, движении накатом. Влияние давления в шинах, нагрузки, положения центра масс на устойчивость, и управляемость ТС.
Разгон. Скоростной алгоритм регулирования скорости - способ реализовать скоростные свойства ТС в случае крайней необходимости. Работа педалью акселератора и определение момента переключения передач при реализации скоростного алгоритма разгона при отсутствии буксования ведущих колес и при их буксовании. Согласование действий рулевым колесом и педалью акселератора при возникновении сноса или заноса в процессе разгона.
Торможение. Работа педалью тормоза при торможении на дорогах с высокими сцепными свойствами и на скользком покрытии. Замедление с помощью тормозной системы в комбинации
В торможением двигателем и переключением передач в нисходящем порядке. Опасность поломки двигателя из-за превышения допустимой частоты вращения коленчатого вала на дороге
В высокими сцепными свойствами и опасность сноса, заноса (складывания автопоезда) на скользком покрытии при торможении двигателем с переключением передач в нисходящем порядке. Согласование действий педалями тормоза, сцепления, акселератора и рулевым колесом при возникновении в процессе торможения сноса, заноса (складывания автопоезда) в зависимости от типа привода ведущих колес. Попеременное решение задач торможения и движения по кривой при движении на повороте.
Объезд препятствия. Возможности избежания наезда на препятствие путем его объезда, когда предотвратить наезд путем торможения уже невозможно. Согласование действий рулевым колесом и педалями акселератора, сцепления, тормоза при объезде препятствия в зависимости от типа привода ведущих колес. Необходимость опережающего действия рулевым
колесом при заносе ТС.
Поворот. Выбор оптимальной траектории движения ТС при превышении безопасной скорости на входе в поворот. Фазы движения на повороте: вход в поворот, движение в повороте. Опасность сноса при входе в поворот, сноса или заноса на повороте в зависимости от характеристик устойчивости и управляемости ТС. Согласование действий рулевым колесом и педалями акселератора, сцепления, тормоза в зависимости от типа привода ведущих колес. Необходимость опережающего действия рулевым колесом при заносе и сносе. Выбор оптимальной траектории съезда с дороги в случае невозможности выполнить поворот.
Тема 5. Безопасность дорожного движения.
Резервы управлении, их влияние па штатность (безопасность) дорожно-транспортных ситуаций. Статические и динамические габариты ТС. Геометрические
параметры пространства движения (интервал, дистанция, радиус поворота), положение ТС в пространстве (крен ТС, угол скольжения - угол между вектором скорости и продольной осью симметрии ТС). Динамические параметры ТС (время-скорость, силы-ускорений). Понятия о резервах управления. Резервы пространства, времени (скорости) и силы сцепления колес с дорогой (ускорения) - типовые элементы анализа дорожно- транспортных ситуаций (ДТС). Границы надежного, ненадежного управления, и управления с нулевой надежностью. Безопасные значения скорости и параметров пространства. Текущие и безопасные значения резервов управления. Штатные и нештатные ДТС. Отношение текущих значений к безопасным величинам резервов, как показатель штатности дорожно-транспортной ситуации.
Регулирование штатности ДТС путем изменения скорости, траектории движения ТС, дистанции, интервала.
Влияние па штатность ДТС ширины проезжей части, ширины и состояния обочин.
Изменение динамической ширины (опасного пространства) ТС и резерва пространства в поперечном направлении в зависимости от скорости. Зависимость аварийности от ширины проезжей части, ширины и состояния обочины, приближения к проезжей части дорожных сооружений. Увеличение числа ошибочных оценок штатное™ ДТС при уменьшении эффективной ширины проезжей части. Использование обочины для увеличения резерва пространства. Влияние стоящих на обочине транспортных средств на величину резерва
пространства. Регулирование резерва пространства изменением скорости. Резерв скорости как показатель штатности ДТС. Влияние продольного уклона на штатность ДТС.
Влияние на штатность ДТС расстояния видимости. Изменение динамической длины(опасного пространства) ТС и резерва пространства в направлении движения в зависимости от скорости. Зависимость аварийности от расстояния видимости в плане и продольном профиле. Увеличение числа ошибочных оценок штатности ДТС при уменьшении расстояния видимости. Причины ограничения видимости: продольный профиль, закрытый обзор на повороте и при пересечении дорогостоящие или догоняемые ТС, дорожные сооружения вблизи проезжей части, плохая очистка ветрового стекла от влаги, запотевание и обмерзание, недостаточная освещенность дороги, ослепление солнцем или фарами встречного ТС, снегопад, туман. Регулирование резерва пространства изменением скорости ТС. Резерв скорости как показатель штатности ДТС.
Влияние на штатность ДТС радиуса поворота. Изменение динамических габаритов(опасного пространства) ТС и резервов пространства в поперечном и продольном направлениях, устойчивости против опрокидывания и поперечной силы сцепления колес с дорогой в зависимости от скорости. Зависимость аварийности от радиуса поворота. Увеличение числа ошибочных оценок штатности ДТС при уменьшении радиуса поворота. Регулирование резерва управления изменением скорости ТС. Резерв скорости как показатель штатности ДТС.
Влияние на штатность ДТС коэффициента сцепления шин с дорогой. Изменение резерва силысцепления шин с дорогой при уменьшении коэффициента сцепления. Зависимость аварийности от коэффициента сцепления. Увеличение числа ошибок штатности ДТС при уменьшении коэффициента сцепления. Влияние коэффициента сцепления на тяжесть последствий ДТП. Зависимость коэффициента сцепления от различных факторов: скорости ТС, шероховатости, ровности, влажности и загрязненности дорожного покрытия. Изменение, коэффициента сцепления на различных участках дороги и по мере износа покрытия. Изменение коэффициента сцепления в различные периоды года.
Влияние транспортного потока на штатность ДТС.
Закономерности движения транспортных потоков. Основные характеристики движения транспортных потоков (ТП). Уровни удобства движения и их влияние на показатели безопасности, распределение ДТП по видам, уровень аварийности, тяжесть последствий, Конфликтная ситуация - нештатная ситуация в которую вовлечены два и более участников движения. Причинно-следственные связи: нештатные режимы движения - нештатные ситуации-ДТП. Показатели штатности, режима движения: коэффициент равномерности движения,,"шум ускорения", "шум энергии". Связи между показателями штатности режима движения и уровнем его безопасности.
Изменение штатности ситуации в зависимости от плотности транс портного потока. Влияние плотности (интенсивности) и состава ТП на его среднюю скорость. Распределение значения дистанций; между ТС (временных интервалов) в зависимости .от. плотности (интенсивности) ТП. Значения дистанции (интервала), соответствующие надежному, ненадежному управлению и управлению с пулевой надежностью. Увеличение числа ошибочных оценок величины безопасного резерва дистанции с увеличением плотности ТП. Регулирование резервов управления путем изменения дистанции (интервала) в зависимости от скорости, типа ТС, состояния дорожного покрытия.
Изменение штатности ситуации при маневрировании ТС в потоке. Условия, благоприятные для выполнения маневра на двухполосной дороге. Влияние величины временного интервала во встречном потоке на платность выполнения обгона. Зависимость среднего ожидания обгона от интенсивности движения и скоростных свойств ТС. Зависимость средней скорости ТС от максимальной, на участках свободного движения для различных уровней его удобства. Зависимость штатностн режима от максимальной скорости на участках свободного движения.
Условия, благоприятные для выполнения маневра смены полосы движения на многополосной дороге. Влияние величины временного интервала на соседней полосе па платность смены полосы движения. Зависимость среднего времени ожидания смены полосы от интенсивности движения. Зависимость средней скорости ТС от максимальной на участках свободного движения для различных уровней его удобства. Зависимость штатности режима от максимальной скорости на участках свободного движения и числа маневров обгона и смены полосы движения.
Прогнозирование маневров других участников движения и своевременное их информирование о своих намерениях выполнить маневр. Контроль изменения ДТС в процессе
выполнения маневра.
|
.
|
|
|
Условия штатности
|
движения на пересечениях и примыканиях дорог, железнодорожных
|
|
|
|
|
переездах. Увеличение числа конфликтных точек на пересечениях но сравнению с другими элементами дороги. Зависимость среднего времени ожидания возможности выполнения маневра на нерегулируемых пересечениях от интенсивности движения по главной дороге. Влияние геометрических параметров пересечения (видимости по главной и второстепенной дорогам угла между дорогами), интенсивности движения на аварийности.
Аварийность на нерегулируемых пересечениях. Влияние видимости по пересекаемой дороге на риск ДТП в момент смены сигналов светофора. Увеличение риска ДТП при повороте из неразрешенного ряда.
Видимость по железной дороге - основной фактор риска на железнодорожных переездах. Показатели штатности ДТС на пересечениях: резерв скорости при подъезде к пересечению,
резерв времени (пространства) при пересечении дороги. Регулирование резервов управления путем изменения скорости ТС и времени ожидания выполнения маневра. Прогнозирование маневров других участников движения и своевременное информирование их о своих намерениях выполнить маневр. Контроль изменения ДТС в процессе выполнения маневра.
Условия штатности в местах пересечения с пешеходными маршрутами. Риск гибели пешеходов в дорожном движении. Основные зоны конфликтных точек между автомобилями и пешеходами: пешеходные переходы, остановки общественного транспорта, места притяжения пешеходов (магазины, зрелищные учреждения, учебные заведения, станции метро и т.п.). Нарушение ПДД пешеходами - основная причина наезда на них. Время ожидания, по истечению которого пешеход стремится пересечь дорогу. Прогноз действии пешеходов, его усложнение в местах скопления большого числа люден, ожидающих перехода. Наличие резервов пространства -условия штатности движения на пересечениях с пешеходными маршрутами. Регулирование резервов пространства изменением скорости и траектории движения ГС. Резерв скорости как показатель штатности ДТС.
Практическое занятие.
Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций. Анализ возможных сценариев развития ситуаций и типичных ошибок. Принятие решения, обеспечивающего безопасные резервыуправления.
Тема 6. Эффективность управлении ТС.
Алгоритмы, обеспечивающие наилучшее решение задач управления: экономичный,-движение с заданными средней скоростью и путевым расходном топлива; скоростной - движение с максимально-возможной средней скоростью. Понятие об эффективности управления отдельным ТС. Безопасность - условие эффективной работы транспорта. Возможные задачи, решаемые при достижении цели управления водителем: движение с максимальной средней скоростью при заданном расходе топлива; максимальная экономия топлива при заданной средней скорости; движение с максимально возможной средней скоростью; обеспечение максимальной надежности.
Показатели качества управления: средняя скорость, расход топлива, коэффициент равномерности движения, коэффициент эффективности использования топлива, среднее число оборотов коленчатого вала двигателя на 1 км пути, наработка на торможение, уровни "шума" продольного и по перечного ускорений. Оценка безопасности движения.
Экономичное управление: применение экономичного алгоритма регулирования скорости; ограничение максимальной скорости при низкой интенсивности дв