РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
"Утверждаю"
|
Директор АНО Автошкола
"Зеленая волна"
|
__________В.А. Сысоев
|
«___» __________ 2019 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительной образовательной программы
«Курс ежегодных занятий с водителями
автотранспортных предприятий (тех. минимум)»
Введено в действие
приказом №_____ от «__»___________201__г.
Кемерово 2019 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов «О безопасности дорожного движения», «Об образовании».
Рабочая программа включает требования к результатам ее освоения, структуре и содержанию подготовки, а также условиям ее реализации.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Образовательная программа Дополнительного профессионального образования (программа повышения квалификации) «Основы деятельности мастера производственного обучения по подготовке водителей транспортных средств» Автономной некоммерческой организации содействия безопасности дорожного движения Автошкола «За безопасность –«Зеленая волна» (далее – Образовательная программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании Правил разработки рабочих программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013 г. N 499 и направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Содержание Образовательной программы представлено пояснительной запиской, учебно-тематическим планом, содержанием изучаемого курса, планируемыми результатами освоения примерной программы, условиями реализации образовательной программы, системой оценки результатов освоения образовательной программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию примерной программы.
Автономная некоммерческая организация Автошкола «Зеленая волна» (далее – Автошкола), реализующая программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации), осуществляет повышение профессиональных знаний специалистов, совершенствование их деловых качеств, подготовку их к выполнению новых трудовых (педагогических) функций.
Цель реализации программы.
В результате изучения специального предмета обучающийся, должен уметь:
- безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях; - управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;
- уверенно действовать в нештатных ситуациях;
- пользоваться средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов;
- применять полученные знания в реальных условиях дорожного движения.
В результате изучения специального предмета обучающийся должен знать:
- основные термины, определения и понятия;
- закон о безопасности дорожного движения, правила дорожного движения;
- правила установки и пользования устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
- инструкции по эксплуатации средств радиосвязи и устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов;
- кодекс об административных правонарушениях;
- виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств в соответствии с законодательством РФ.
Требования к результатам освоения рабочей программы сформированы на основе квалификационных требований, предъявляемых к мастерам производственного обучения по подготовке водителей транспортных средств. В требованиях к результатам освоения рабочей программы описываются требования к умениям, приобретаемым в ходе освоения рабочей программы, указываются усваиваемые знания, на базе которых формируются умения и приобретается практический опыт управления транспортным средством.
Структура и содержание Рабочей программы представлены учебным планом, тематическими планами по учебным предметам, рабочими программами по учебным предметам.
В учебном плане содержится перечень учебных предметов с указанием объемов времени, отводимых на освоение предметов, включая объемы времени, отводимые на теоретическое и практическое обучение.
В тематическом плане по учебному предмету раскрывается последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам.
В Рабочей программе учебного предмета приводится содержание предмета с учетом требований к результатам освоения программы в целом.
Требования к условиям реализации Рабочей программы представлены требованиями к организации учебного процесса, учебно-методическому и кадровому обеспечению, а также правами и обязанностями организаций, осуществляющих подготовку водителей.
Требования к организации учебного процесса:
Учебные группы создаются численностью до 30 человек.
Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями в соответствующей учетной документации.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий – 1 академический час (45 минут), включая время на подведение итогов, оформление документации.
Теоретическое и практическое обучение проводятся в оборудованных кабинетах с использованием учебно-методических и учебно-наглядных пособий в соответствии с Перечнем учебных материалов для подготовки мастеров производственного обучения по подготовке водителей транспортных средств.
По завершению обучения проводится итоговая аттестация. Состав аттестационной комиссии определяется и утверждается руководителем организации, осуществляющей подготовку водителей транспортных средств
Основными видами аттестационных испытаний являются: комплексный зачет. Комплексный зачет проводится по предметам «Дорожно-транспортная аварийность», «Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Разбор и анализ примеров ДТП», «Нормативно-правовое регулирование дорожного движения», «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП» и «Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения».
Зачет проводится с использованием экзаменационных билетов, разработанных в организации, осуществляющей подготовку водителей транспортных средств на основе данной Программы, и утвержденных руководителем этой организации.
На прием зачета отводится 1 академический час. При проведении экзаменов с использованием автоматизированных систем, время, отводимое на экзамен уменьшается до фактически затраченного.
Требования к кадровому обеспечению учебного процесса:
Преподаватели учебных предметов должны иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля.
Преподаватели должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительной образовательной программы
«Курс ежегодных занятий с водителями автотранспортных предприятий (тех. минимум)»
Наименование разделов и учебных тем
|
Количество часов
|
Всего часов
|
Теоретических
|
Практических
|
Раздел 1. Дорожно-транспортная аварийность.
|
3
|
3
|
|
Раздел 2. Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Разбор и анализ примеров ДТП.
|
6
|
6
|
|
Раздел 3. Нормативно-правовое регулирование дорожного движения.
|
4
|
3
|
1
|
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
|
4
|
3
|
1
|
Раздел 5. Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения.
|
2
|
2
|
|
Зачет
|
1
|
|
1
|
Итого:
|
20
|
17
|
3
|
3.СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«Дорожно-транспортная аварийность»
Наименование разделов и учебных тем
|
Количество часов
|
Всего часов
|
Теоретических
|
Практических
|
Раздел 1. Дорожно-транспортная аварийность.
|
1.1. Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте.
|
1
|
1
|
|
1.2. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения.
|
1
|
1
|
|
1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства и безопасность дорожного движения.
|
1
|
1
|
|
Итого:
|
3
|
3
|
|
Раздел 1. Дорожно-транспортная аварийность.
Тема 1.1. Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте.
Состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации, в регионе и в автотранспортной организации. Причины ДТП, анализ происшествий, происшедших по вине водителей транспортных средств (на примере конкретной организации). Формы и методы профилактики ДТП.
Тема 1.2. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения.
Понятие активной, пассивной и послеаварийной безопасности. Особенности конструкции подвижного состава и характеристики активной и пассивной составляющих конструктивной безопасности транспортного средства (на примере эксплуатируемого подвижного состава).
Тема 1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства и безопасность дорожного движения.
Понятие и составляющие элементы профессионального мастерства водителя. Решающая роль водителя в обеспечении безопасности движения. Приобретение и закрепление навыков вождения транспортного средства. Процесс развития профессионального мастерства с ростом опыта вождения. Изменение показателей аварийности в зависимости от стажа водителя транспортного средства.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Разбор и анализ примеров ДТП»
Наименование разделов и учебных тем
|
Количество часов
|
Всего часов
|
Теоретических
|
Практических
|
Раздел 2. Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Разбор и анализ примеров ДТП.
|
2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях повышенной опасности.
|
1
|
1
|
|
2.2. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон-объезд.
|
1
|
1
|
|
2.3. Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях.
|
1
|
1
|
|
2.4. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей.
|
1
|
1
|
|
2.5. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров.
|
1
|
1
|
|
2.6. Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств.
|
1
|
1
|
|
Итого:
|
6
|
6
|
|
Раздел 2. Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Разбор и анализ примеров ДТП.
Тема 2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях повышенной опасности.
Система «Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда». Понятие дорожно-транспортной ситуации. Субъективное и объективное восприятие ситуации на дороге. Понятие ситуационного анализа. Оценка степени опасности дорожно-транспортной ситуации и прогнозирование вариантов её развития.
Тема 2.2. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон-объезд.
Скоростной режим и безопасность движения. Управление автомобилем на сложных участках дороги: кривых малых радиусов в плане трассы; сужениях проезжей части; пространственно сложных подъемах и спусках. Особая тяжесть последствий ДТП в ситуациях встречного разъезда. Зазор безопасности, его зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, длины транспортного средства, наличия прицепа. Динамические габарит и коридор безопасности транспортного средства.
Безопасная дистанция, ее зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, технического состояния транспортного средства. Субъективное восприятие дистанции. Условия безопасного выполнения обгона. Действия водителей при обгоне. Ситуации, при которых обгон запрещен.
Тема 2.3. Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях.
Движение и маневрирование в плотном транспортном потоке. Принцип «неполной надежности» — учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения. Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям управления транспортным средством и ряду других признаков. Взаимодействие с транспортными средствами, оборудованными специальными номерными и опознавательными знаками и предупредительными устройствами.
Тема 2.4. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей.
Особенности проезда перекрёстков при сложных дорожно-климатических условиях (тёмное время суток, снег, отсутствие знаков приоритета и т.п.). Факторы, влияющие на безопасный проезд перекрёстков.
Понятие ограниченной видимости. Действия в ситуациях, характеризующихся признаком ограниченной видимости.
Приоритеты маршрутных транспортных средств. Проезд остановки трамвая, пересечение трамвайных путей вне перекрестка, движение по трамвайным путям.
Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Типичные опасные ситуации, возникающие при пересечении транспортным средством железнодорожных переездов. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде.
Тема 2.5. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров.
Меры предосторожности в типичных дорожно-транспортных ситуациях с участием пешеходов. Объезд стоящего на остановке троллейбуса, автобуса. Проезд остановок. Зоны концентрации пешеходов. Пришкольная зона. Местные проезды, дворы — меры предосторожности, направленные на снижение детского травматизма. Опасности при движений задним ходом. Обгон, объезд велосипедиста, Типичные нарушения велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров. Подъезд к месту остановки при скользком дорожном покрытии.
Тема 2.6. Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств.
Меры предосторожности при маневрировании на площадках, стоянках, местах погрузки-разгрузки. Паркование. Типичные опасные ситуации. Буксировка транспортных средств.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«Нормативно-правовое регулирование дорожного движения»
Наименование разделов и учебных тем
|
Количество часов
|
Всего часов
|
Теоретических
|
Практических
|
Раздел 3. Нормативно-правовое регулирование дорожного движения.
|
3.1. Общие требования к водителю в нормативных документах.
|
1
|
1
|
|
3.2. Проверка знаний водителями Правил дорожного движения.
|
1
|
|
1
|
3.3. Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности.
|
2
|
2
|
|
Итого:
|
4
|
3
|
1
|
Раздел 3. Нормативно-правовое регулирование дорожного движения.
Тема 3.1. Общие требования к водителю в нормативных документах.
Основные нормативные документы, определяющие обязанности водителя. Необходимость знания и исполнения действующих правил, инструкций по перевозке пассажиров и грузов (в том числе: опасных, крупногабаритных и тяжеловесных). Конкретные обязанности водителей с учетом специфики перевозочной деятельности организации. Действия водителя в связи с изменениями условий основной трудовой деятельности. Инструктажи, стажировки, занятия по повышению квалификации.
Тема 3.2. Проверка знаний водителями Правил дорожного движения.
Практическое занятие проводится с целью выявления уровня и качества знаний Правил дорожного движения водительским составом организации методом экспресс-тестирования. Результаты положительной аттестации доводятся до сведения водителей. При отсутствии положительной аттестации, водители проходят повторное тестирование после дополнительной самостоятельной подготовки.
Тема 3.3. Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности.
Обязанности и последовательность действий водителя при совершении ДТП и экстренной эвакуации пассажиров. Действия подразделений и служб организации, водитель которой совершил (стал участником) ДТП.7 Права сотрудников ДПС, прибывших на место совершения ДТП. Экспертные действия по факту совершения ДТП.
Тяжесть последствий ДТП. Административная, уголовная и гражданская ответственность при совершении ДТП. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства. Условия наступления материальной ответственности за причиненный ущерб, ограниченная и полная материальная ответственность. Условия наступления уголовной ответственности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«Нормативно-правовое регулирование дорожного движения»
Наименование разделов и учебных тем
|
Количество часов
|
Всего часов
|
Теоретических
|
Практических
|
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
|
4.1. Первая помощь при ДТП.
|
1
|
1
|
|
4.2. Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приёмы первой медицинской помощи.
|
2
|
2
|
|
4.3. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи.
|
1
|
|
1
|
Итого:
|
4
|
3
|
1
|
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
Тема 4.1 Первая помощь при ДТП.
Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП. Характерные ошибки при оказании первой помощи на месте происшествия.
Методы высвобождения пострадавших, извлечения из транспортного средства.
Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего. Оказание экстренной помощи. Правила транспортировки пострадавших.
Организационно-правовые аспекты оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
Тема 4.2. Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи.
Понятие и методы определения кратковременной потери сознания (обморока), черепно-мозговой травмы, коматозного состояния, вида кровотечения, травматического шока. Механические поражения (в т.ч. — длительное сдавливание конечностей), термические поражения. Приёмы оказания первой медицинской помощи.
Психические особенности поведения участников ДТП.
Тема 4.3. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи.
Состав аптечки первой помощи (автомобильной). Предназначение препаратов и изделий, входящих в состав аптечки.
Освоение приемов по остановке кровотечения.
Применение обезболивающих лекарственных препаратов и
их дозировка.
Обработка и перевязка ран с использованием препаратов и изделий, входящих в состав аптечки. Фиксация переломов и вывихов с использованием подручных средств.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«Нормативно-правовое регулирование дорожного движения»
Наименование разделов и учебных тем
|
Количество часов
|
Всего часов
|
Теоретических
|
Практических
|
Раздел 5. Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения.
|
5.1. Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте.
|
1
|
1
|
|
5.2. Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств.
|
1
|
1
|
|
Итого:
|
2
|
2
|
|
Раздел 5. Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения.
Тема 5.1. Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте.
Изучение опасных участков улично-дорожной сети, характеризующихся повышенной концентрацией ДТП, по которым проходят (зона влияния которых распространяется на) регулярные маршруты перевозок конкретной организации.
Разбор вероятных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности на примерах реальных регулярных маршрутов предприятия (с применением знаний, полученных в разделе 2).
Тема 5.2. Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств.
Закрепление полученных знаний и навыков прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций в зависимости от дорожной обстановки на маршруте. Формулирование общих принципов прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций. Упреждающее реагирование на факторы, повышающие опасность: ограниченный обзор, ухудшение видимости, наличие помехи для движения, резкие изменения дорожной обстановки. Технические приемы воздействия на органы управления транспортным средством в опасных дорожно-транспортных ситуациях.
4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Методическое пособие по проведению ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств разработано в соответствии с руководящим документом, утвержденным Министерством транспорта РФ - РД-26127100-1070-01 «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций» (срок введения в действие 01.02.2002 г.).
Сведения об условиях проведения лекций и практических занятий, а также об используемом оборудовании и информационных технологиях представлены в таблице.
Таблица – сведения об условиях проведения аудиторных занятий
Наименование специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий
|
Вид занятий
|
Наименование оборудования, программного обеспечения
|
Учебная аудитория
|
лекция
|
компьютер, мультимедийный
проектор, экран, доска маркерная
|
Компьютерный класс
|
практические занятия
|
компьютеры, текстовый редактор Word, табличный процессор Excel
|
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабков, В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения / В.Ф. Бабков. - М.:Транспорт, 2000.-188с.
2. Волошин, Г.А. Анализ дорожно- транспортных проишествий / А.Г. Волошин, В. П. Мартынов, А.Г. Романов .-М.: Транспорт, 2007.-240с.
3. Коноплянко В.И. Информация в дорожном движении / В.И. Коноплянко. - М.: МАДИ, 12007. -65с.
4. Лукьянов, В.В. Безопасность дорожного движения / В.В. Лукьянов. - М.:Транспорт,2003.-260с.
5. Овечников, Е.В. Городской транспорт: учебник для вузов / Е.В. Овечников, М. С. Фишельсон .-М.:Высшая школа ,2006.-325с.
6. Организация и безопасность дорожного движения: учебник для вузов / под ред. Коноплянко В.И. .-М.; Транспорт, 2001.-183с.
7. Правила дорожного движения Российской Федерации – действующая редакция.
8. Захарова А. Е. Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях: 2011 Издание: Мир автокниг: 80 с.
9. Первая доврачебная медицинская помощь: Учебник водителя автотранспортных средств категории А,В,С,Д,Е Автор: Николенко В.Н., Блувштуйр Г.А., Карнаухов Г.М. Издательство: Академия Год издания: 2005 Страниц: 35
10. Справочник по неотложной медицинской помощи / Сост. В.И. Бородулин. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007. - 560 с. - (Современная медицина)
|